Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 28.08 80.44 -0.0847
EUR 28.08 93.34 -0.0256
Архив номеров

Американские социалисты опубликовали статью об ОУН

16:30 08.09.2022 16+
Американские социалисты опубликовали статью об ОУН.

Когда в конце 2013 года западные журналисты приехали в Киев, чтобы освещать протесты, то они столкнулись с малоизвестной для них исторической личностью. Это был Степан Бандера, чьи портреты можно было встретить в Киеве. В России называли его представителем крайне правых, но многие западные СМИ тогда поспешили проигнорировать это как московскую пропаганду. Кем же был в реальности этот Степан Бандера?


Бандера действительно был пагубной исторической личностью, как и многие другие политические деятели того времени. Сын националистически настроенного священника, Бандера был своего рода правым фанатиком. Вступив в Организацию украинских националистов (ОУН) в возрасте двадцати лет, он использовал свое растущее влияние, чтобы направить и без того жестокую группу в еще более радикальное русло. В 1933 году он организовал нападение на советского консула во Львове, в результате чего удалось убить только секретаршу конторы. Год спустя он руководил убийством польского министра внутренних дел. Он же приказал казнить пару предполагаемых информаторов и несет ответственность за другие смерти, а также за грабежи сторонниками ОУН различных государственных учреждений и частных домов в поисках средств для своей деятельности.

Конфликт на польско - украинском пограничье стал примером безобразных этнических войн, которые вспыхивали по всей Восточной Европе по мере приближения новой мировой войны. Вполне вероятно, что Бандера мог отреагировать на растущие беспорядки, сдвинувшись в политическое левое движение, но он этого не сделал. Бандера и его сторонники сдвигались все дальше вправо. Ведь еще в старших классах он читал Николая Михновского, воинствующего украинского националиста, умершего в 1924 году и проповедовавшего единую Украину «от Карпат до Кавказа», «свободную» от представителей других народов. Поэтому когда летом 1930 года ОУН развернула очередную кампанию поджогов и саботажа, Варшава прибегла к массовым арестам. К концу 1938 года в польских тюрьмах томилось до 30 тыс. украинцев.

Вступление в ОУН погрузило Бандеру также в среду, отмеченную растущим антисемитизмом. Украина была ареной ужасных погромов еще во время Гражданской войны в России. Но антисемитские страсти поднялись еще выше в 1926 году, когда еврейский анархист по имени Шолом Шварцбард убил в Париже изгнанного украинского правого лидера Симона Петлюру. «Я убил великого убийцу», — заявил Шварцбард, потерявший четырнадцать членов семьи в погромах, прокатившихся по Украине, когда Петлюра возглавил недолговечную антибольшевистскую республику в 1919 – 1920 годах, сдавшись полиции. Выслушав показания выживших об антиеврейских злодеяниях в Украине, французские присяжные оправдали тогда Шварцбарда.

Приговор произвел фурор не в последнюю очередь среди украинских правых. В 1935 году члены ОУН разбили окна в еврейских домах, а год спустя сожгли около сотни еврейских семей в их домах в городе Костополь на территории современной западной Украины. Десятую годовщину убийства Петлюры они отметили распространением листовок с призывами преследовать евреев за убийство совершенное Шварцбардом. К этому моменту Бандера уже находился в тюрьме, отбывая пожизненный срок после двух дел об убийстве. Но ему удалось бежать после захвата Германией западной Польши, начавшегося 1 сентября 1939 года, и добраться до Львова, столицы Восточной Галиции.

В конце концов, он и остальная часть руководства ОУН поселились в контролируемом немцами Кракове, примерно в двухстах милях к западу, где они приступили к подготовке организации к предстоящим сражениям. Нацистское вторжение в СССР, о котором руководство ОУН, похоже, узнало за несколько месяцев до этого, было моментом, которого они ждали. ОУН обещала «освободить» Украину от советского контроля. Месяцем ранее Бандера и его главные лейтенанты — Степан Ленкавский, Степан Шухевич и Ярослав Стецько — завершили работу над внутрипартийным документом «Борьба и деятельность ОУН в военное время». Он призвал членов использовать «благоприятную ситуацию», созданную войной, «очистив» Украину от представителей других народов и «особенно тех, кто защищает советский режим».

В своем документе ОУН писали: «Мы относимся к наступающей немецкой армии как к армии союзников. Мы пытаемся до их прихода навести порядок в жизни, своими силами, как и должно быть. Сообщаем им, что украинская власть уже установлена, находится под контролем ОУН под руководством Степана Бандеры; все вопросы регулируются ОУН и местные власти готовы установить дружеские отношения с немецкой армией, чтобы вместе воевать против Москвы». Далее в документе говорилось, что приверженцами ОУН «допускается ликвидация неугодных поляков, людей связанных с советской властью, всех украинцев, которые в критическое время попытаются сделать «свою политику» и тем самым угрожают «решительному мышлению украинской нации», а также добавлялось, что при новом порядке будет разрешена только одна партия — ОУН.

Хотя позже Бандера и его последователи попытались изобразить союз с нацистами не более чем как «тактический», в реальности Бандера представлял себе Украину как классическое правое однопартийное государство с самим собой в роли фюрера и ожидал, что новая Украина займет свое место в ряду других крайне правых режимов Восточной Европы. И некоторые высокопоставленные нацисты думали примерно так же, в первую очередь Альфред Розенберг, но Гитлер был явно другого мнения. Когда Стецько объявил о создании во Львове украинского государства «под руководством Степана Бандеры» всего через восемь дней после вторжения нацистов, пара немецких офицеров предупредила его, что вопрос о независимости Украины может решать только немецкий фюрер. Впоследствии они препроводили Бандеру и Стецько в Берлин и поместили их под домашний арест.

Часть членов ОУН были недовольны такой политикой нацистской Германии, но в ответ к декабрю 1941 года немецкие нацисты арестовали еще около 1500 человек. В письме к Альфреду Розенбергу в декабре 1941 года Бандера призвал к примирению, написав, что «немецкие и украинские интересы в Восточной Европе идентичны». Украинский национализм, продолжал он, сформировался «в духе, близком к национал - социалистическим идеям», и был нужен для «излечения украинской молодежи», отравленной советским воспитанием. Хотя немецкие нацисты к тому моменту были уже явно не в настроении, они отчаянно нуждались в живой силе после поражения под Сталинградом, поэтому согласились на формирование украинской дивизии в СС, известной как Галиция, численность которой в конечном итоге увеличилась до 14 000 человек.

ОУН была преобразована в управляемую немцами полицию и теперь члены этой организации открыто служили нацистам, патрулируя гетто и помогая в депортациях, рейдах и расстрелах. С начала 1943 года члены ОУН массово дезертировали из полиции, чтобы сформировать собственную вооруженную организацию, которую в конечном итоге назовут Украинской повстанческой армией. Воспользовавшись хаосом в тылу немцев, их первым крупным действием стала очередная кампания этнических чисток, направленная на изгнание поляков из восточной Галиции и Волыни. В этот период украинскими националистами были убиты тысячи поляков. В то же время продолжались нападения УПА на евреев и они происходили на таком жестоком уровне, что евреи фактически стали искать защиты у немцев.

После начала наступления Красной армии дивизия «Галичина» сражалась вместе с отступающим вермахтом, а затем в послевоенный период те из них, кто остался на Украине стали совершать нападения на украинцев, сотрудничавших или имевших отношение к Советской власти. Появились изувеченные трупы с табличками «За сотрудничество с НКВД». Согласно отчету советских органов 1973 года, более 30 тыс. человек стали жертвами ОУН до того, как удалось подавить их сопротивление в 1950 году, в том числе около 15 000 крестьян и более 8 000 красноармейцев и сотрудников службы безопасности. Даже с учетом варварства того времени действия украинских националистов выделялись на общем фоне.

Хотя американская разведка после войны и приняла Бандеру с некоторыми его сторонниками, но долгосрочные перспективы этого движения, видимо не казались спецслужбам США очень многообещающими. Может быть, поэтому советскому агенту удалось легко проскользнуть через кольцо безопасности Бандеры в Мюнхене и в 1959 году убить его выстрелом из пистолета с цианидом. При этом бандеровцы как бы шли по пути всех остальных крайне правых изгнанников, которые время от времени собирались, чтобы петь старые песни, а в остальном казались реликвиями ушедшей эпохи. Пока после развала СССР организация украинских националистов не получила новое рождение.

Статья была опубликована в американском социалистическом журнале "Jacobin". Печатная версия этого журнала имеет в США 75 000 подписчиков, а интернет - аудитория составляет более 3 000 000 человек в месяц.

222

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom