Несмотря на то, что многие украинские пропагандисты заявляют о том, что в современной Украине нет
16:30 08.09.2022 16+
бандеровцев, в последнее время последователей ОУН в этой стране стали замечать и в Европе. Сразу несколько западных изданий опубликовали статью немецкого историка и политолога, в которой говорится, что героизация членов ОУН, виновных в сотрудничестве с нацистами и военных преступлениях, не способствует евроинтеграции Украины.
Плохая история не способствует дружбе.
Несмотря на то, что глава России Владимир Путин цинично использует самые противоречивые элементы истории Украины в рамках своей войны против Киева, доля ответственности за этот конфликт лежит и на самом Киеве. Особой проблемой является историческая интерпретация радикальной националистической партии, которая стремилась создать независимую Украину во время второй мировой войны — Организации украинских националистов (ОУН). Проблема заключается в том, что многие лидеры и рядовые члены ОУН были яростными националистами, вплоть до откровенной ксенофобии. Некоторые даже были причастны к массовым преступлениям против мирных жителей. В результате, хотя эта партия пользуется значительной симпатией среди части правящего класса Украины, она вызывает большие споры среди населения страны, ее либеральной и левой интеллигенции, а также зарубежных партнеров.
Поэтому было удивительным, что в 2014 году политические лидеры Украины решили передать Украинский институт национальной памяти (УИНП) — главный государственный орган, отвечающий за историческую память, — группе относительно молодых активистов с неизвестными научными данными. Под руководством своего нового директора Владимира Вятровича институт с тех пор продвигает приукрашенную версию идеологии и действий ОУН во время войны. В своих различных популярных публикациях, выступлениях в СМИ, интернет проектах и других инициативах УИНП изображает лидеров ОУН, таких как Степан Бандера, Роман Шухевич и Ярослав Стецько, национальными героями безупречного благородства. В результате, несмотря на то, что Украина пытается интегрироваться с Западом, ее печально известное ультранационалистическое движение военного времени получило официальное признание как вершина украинского патриотизма. Но — помимо других тревожных последствий внутри Украины — такой подход чреват опасностью подорвать важнейшие отношения Киева с его западными партнерами.
В частности, кампания института в поддержку крайнего националистического движения полностью противоречит принципам, лежащим в основе всей европейской интеграции. В отличие от того, во что верят некоторые украинцы, объединение Европы, начавшееся в 1950-х годах, было в первую очередь ответом на вызов радикального национализма, породившего две мировые войны на континенте всего за полвека. Вот почему принятие УИНП ультранационалистической ОУН так проблематично — оно прославляет именно те аспекты европейской истории, над преодолением которых Европа работала с 1945 года. Связанной с этим проблемой истории ОУН являются ее преступления против евреев. Излишне говорить, что УИНП и другие псевдоисторики Украины предпочитают замалчивать эти события. Но факты преступлений ОУН широко задокументированы как западными, так и украинскими историками, поэтому политика героизации членов этой организации будет оказывать все более разрушительное воздействие на международные отношения Украины, ее международный имидж и ее культурную дипломатию.
Самая насущная политическая проблема, вытекающая из официальной версии Киева о Второй мировой войне, заключается в ее неприемлемости для членов Европейского союза и НАТО, таких как Польша и Германия, которые особенно сильно заинтересованы в том, как интерпретируется военная история Европы. Польша примет не что иное, как полное признание и соответствующее увековечивание резни десятков тысяч польских мирных жителей Украинской повстанческой армией, которая находилась под командованием ОУН. Для современной Германии не может быть и речи о том, чтобы почести присуждались нацистским коллаборационистам, таким как лидер ОУН Роман Шухевич. Учитывая свое понимание российской угрозы, Польша часто является самым настойчивым проукраинским защитником в западных организациях, особенно в вопросах безопасности. Варшава также остается главным региональным союзником Киева, поскольку Украина не может рассчитывать на вступление ни в НАТО, ни в ЕС в ближайшее время. Но продолжающееся прославление Киевом движения Бандеры рискует отдалить Варшаву от помощи Украине.
Кроме того, сближение Украины с ОУН значительно облегчает российским пропагандистам изображать Киев гнездом нацизма и чем больше официальная историография Украины расходится с общепринятой на Западе, тем легче Путину будет завоевывать сторонников и сеять сомнения среди друзей Киева. Последствия неспособности Украины должным образом изучить и признать темные стороны своего прошлого уже дают о себе знать. Действительно, они, кажется, становятся причиной международных скандалов со все большей регулярностью. УИНП и другие активисты отдаляют от Украины самых важных международных партнеров и союзников в то время, когда Украина больше всего нуждается в их помощи. По этим и другим причинам Украина должна придерживаться более академического и менее эскапистского подхода к пониманию своей военной истории, как в конечном итоге сделали большинство западных стран.
Статья была опубликована в октябре 2016 г.
Оставить сообщение: