В последнее время все больше внимания уделяется доступности финансовых услуг для приморцев.
На почте села Воздвиженка оказывают многие финансовые услуги.
У всех, в том числе и жителей отдаленных сел, должна быть возможность снять наличные деньги или положить их на счет, рассчитаться картой в магазине, уплатить налоги, ЖКУ, отправить родным деньги с помощью мобильных приложений, закрыть ежемесячный взнос по кредиту либо оформить страховку.
Решаем на местеС целью повышения финансовой доступности создана рабочая группа при правительстве Приморского края, куда входят представители Дальневосточного главного управления Банка России, операторы связи, «Почты России». За время деятельности группы сделано немало: в 80% населенных пунктов края появился стабильный доступ к сети Интернет, а значит, возможность совершать безналичные платежи. Тем не менее еще есть над чем работать.
Не в каждом селе расположен офис банка, а где-то нет банкоматов. Но для тех случаев, когда срочно нужны купюры, появился удобный сервис «Наличные на кассе». Теперь при необходимости жители могут снять деньги с карты прямо в магазине или в отделении почты. К сервису подключены 77 торговых точек Приморья, 27 из них - в селах.
Участники рабочей группы выезжают в районы Приморья, чтобы на месте убедиться, как обстоит дело с финансовой доступностью в больших и малых населенных пунктах. Побывали они и в Уссурийском городском округе.
Начали с сел. В Пуциловке в документах значилось - магазин предоставляет сервис «наличные на кассе». Но продавец отказалась выдать заказанную сумму и сказала, что впервые слышит о такой услуге. В то же время сообщила, что пуциловцы в основном рассчитываются с помощью банковских карт, так что в наличных нет большой нужды.
В Борисовке ситуация сложилась совсем по-другому: хозяйка кассы без проблем выдала гостям заявленные сто рублей, продемонстрировала терминал и объяснила, что жители знают о такой возможности, пользуются, но в основном снимают небольшие суммы до 1000 рублей, в редких случаях - до 3000.
Побывали гости в бывшем военном городке Воздвиженском. Здесь в поле зрения попала поселковая почта. Проверяющих встретили гостеприимно. У оператора можно было снять наличные, провести платежи и даже открыть счет. Наша коллега из СМИ воспользовалась случаем и тут же на месте оформила карту «Почта Банка».
Не обошли вниманием и Уссурийск - проверили, как в городе развивается оплата товаров и услуг посредством телефона с использованием системы быстрых платежей. Выбор пал на магазин «Пятерочка» - здесь установлено несколько терминалов, где можно навести камеру смартфона на штрих-код и рассчитаться за покупку. Покупка выпечки закончилась успешно - устройство послушно мигнуло и провело оплату за «пирожки с капустой - 3 штуки».
В красной зонеПосле «выезда в поля» в администрации Уссурийского городского округа состоялась встреча рабочей группы с представителями сельских поселений - гости из Владивостока хотели узнать о существующих проблемах с финансовой доступностью из первых уст.
Как рассказала собравшимся заместитель начальника Дальневосточного ГУ Банка России Наталья Бондарчук, для каждой территории существует определенный коэффициент финансовой доступности. Оценивается транспортная доступность поселения, наличие там офиса кредитной организации, банкомата, платежного терминала, почты, в которой сегодня можно получить значительную часть финансовых услуг. Не всегда почтовое отделение действует на постоянной основе, поэтому разработаны системы «мобильный почтальон» и «мобильный менеджер» от банков, которые оказывают услуги с помощью переносного терминала. И конечно, главное условие финансовой доступности в наши дни - наличие Интернета. Без него все усилия напрасны.
Населенные пункты делятся на несколько зон - от низкого до высокого уровня финансовой доступности. В статистике отражены только те точки на карте, где проживают от 50 человек и больше.
В УГО из 38 населенных пунктов в десяти уровень финансовой доступности оказался недостаточным. А это 26% населения. Одно из сел, Пушкино, попало в красную зону как совершенно лишенное не только финансовых услуг, но и практически всех коммуникаций. Но, как сразу пояснили представители администрации, на этой территории фактически проживает только один человек, переезжать не планирует, а все хозяйственные и денежные вопросы решает сам, несколько раз в месяц посещая соседнюю Корсаковку.
Девять населенных пунктов оказались на уровне ниже среднего - ДЭУ-196, Красный Яр, Кугуки, Монакино, Николо-Львовское, Элитное, Партизан, железнодорожные станции Воздвиженский и Лимичевка.
«Нужно решить, что с этим делать. Никто лучше вас не расскажет нам, какие есть сложности и в чем их причина», - обратилась Наталья Бондарчук к главам сельских поселений.
Проблемы территорийПервой взяла слово глава Борисовской территории. Светлана Борблик очертила список задач и тут же предложила их решение:
«Два пункта, находящихся в «красной зоне», относятся к моей территории. ДЭУ-196, небольшой поселок с 52 жителями, располагается всего в полукилометре от Борисовки - центрального села, обеспеченного всем необходимым. Там есть терминал, где каждый может снять от 2 до 5 тысяч рублей в день. Этого лимита не всегда хватает, но магазины не могут обменивать большое количество наличности, потому что им нужны оборотные средства, например, для расчета с поставщиками.
В отдаленном селе Кугуки другая проблема - плохой Интернет. Территория не попадает в программы, потому что там проживает менее 100 человек. Поэтому развитие безналичной оплаты там тормозится.
В 2023 году «Сбербанк» предоставлял нам передвижной пункт - регулярно приезжала машина, останавливалась на центральной площади, и жители могли обратиться туда как в филиал банка. Услуга пользовалась большой популярностью. Люди платили госпошлины и налоги, брали и закрывали кредиты, приезжали из Пуциловки, Корсаковки и Монакино. Многие наши пенсионеры по-прежнему хранят деньги на сберкнижках, не доверяя картам, и снять деньги они могли только там. Но потом машину убрали с этого направления. Мы просим вернуть мобильный пункт».
Представители «Сбербанка» обещали подумать над решением проблемы.
Всплыл еще один вопрос: в отделениях почты бесплатно обналичивается только сумма с карты «Почта Банка», а с карт других банков - с большой комиссией. Гости подтвердили: о проблеме знают, готовят документы и предложения. Один из вариантов - открыть карту «Почта Банка» и без комиссии переводить на нее деньги с любой другой карты, используя Систему быстрых платежей. «Почта России» сейчас - коммерческая организация, поэтому обязать ее осуществлять подобные услуги бесплатно нельзя.
Глава Кондратеновской территории подчеркнул, что развивать онлайн-услуги и сервисы можно лишь в том случае, если есть Интернет: «У меня самое отдаленное село - Горно-Таежное. Там стабильной связи нет. Безналичный расчет, онлайн-банки - все это будет доступно только тогда, когда Интернет не станет зависеть ни от погоды, ни от удаленности. А у нас зависит».
Далеко не все жители сел стремятся переходить на безналичный расчет. У многих пожилых людей нет смартфонов, они не хотят заводить карты и осваивать онлайн-банкинг, потому что опасаются мошенников.
«Необходимо работать с людьми, помогать им осваивать новые технологии, привлекать к интернет-сервисам, информировать, - подытожили гости из министерства цифрового развития. - Технологии бегут впереди нас. Финансовая доступность продолжает развиваться. Не за горами дальнейший шаг - биоэквайринг, или оплата товаров с помощью биометрии, в буквальном смысле «по лицу». Он уже вовсю работает в Москве и постепенно будет распространяться на другие регионы. Следующая ступень - цифровой рубль в роли национальной валюты в 2025 году. Жизнь постоянно диктует изменения, и мы должны очень быстро адаптироваться, знать и внедрять их, чтобы не отстать».
Оксана СЕЗИК.
Фото автора.
Оставить сообщение: