Если вы думаете, что управлять многотонным грузовиком - не женское дело, то глубоко заблуждаетесь. Яркий пример тому Татьяна Вытнова из Уссурийска.
Татьяна Вытнова за рулем КамАЗа.
Водитель со стажемТехника привлекала Татьяну с детства. Несмотря на обилие кукол, предпочтение она отдавала всевозможным машинкам. Став постарше, часами пропадала у отца в гараже. Переболела в свое время мотоциклами, исколесив немало лесных и полевых дорог.
Училась в школе № 4. Затем окончила ПГСХА. Диплом по специальности «экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса» надолго предопределил ее профессиональную деятельность. До недавнего времени занималась бизнесом, связанным с торговлей. По госконтрактам участвовала в снабжении детских садов, школ и больниц продуктами питания.
С годами страсть к машинам никуда не пропала. Наоборот, только окрепла. На данный момент общий водительский стаж Татьяны насчитывает около 30 лет. Семь лет назад она получила категорию «С», позволяющую водить грузовые автомобили. Училась в ДОСААФ на КамАЗе армейского образца, который за высокую проходимость прозвали «болотником». Два года назад с первой попытки сдала экзамены на категории «СЕ» (грузовики с прицепом) и «Д» (автобусы). Тогда еще не для работы, а просто, чтобы ездить на своей технике.
- В прошлом году мы с мужем увидели объявление о продаже автомобиля ГАЗ-24 1973 года в Тюмени, - поделилась женщина. - Созвонились и полетели за машиной. За 7000 км от Уссурийска. Обратно добирались своим ходом. По пути заезжали в города. Через неделю уже были дома. После той поездки и возникло желание поработать на большой машине.
Работа в поле.
Просматривая вакансии, она увидела, что компании «ПримАгро» требуется водитель на КамАЗ - зерновоз с прицепом. Нашла грузовик в Интернете, досконально изучила. Решила, что справится.
- Меня взяли на должность без опыта, несмотря на то что к претендентам предъявлялось требование стажа от трех до шести лет, - пояснила она. - Я очень благодарна за это непосредственному своему руководителю Андрею Викторовичу Казачкову. Также, пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо управляющей производственным участком «Воздвиженка» Айе Юрьевне Тарасовой за созданную доброжелательную атмосферу в коллективе.
Эх, прокачу!В свое время Татьяне предлагали работу на БелАЗе. Но так как это было связано с вахтой, решительно отказалась.
- У меня двое детей, как я могу бросить их надолго, - улыбается она. - Дочери 15 лет, сыну девять. Сейчас с ними много времени проводит дедушка Анатолий Сергеевич Приходько. Возит в школу и обратно, на всевозможные кружки и занятия. Готовит для них. Папа раньше работал на заводе «Звезда» в Большом Камне. В Уссурийске был заместителем генерального директора машиностроительного завода, где собирались холодильники. В 90-е годы занимался бизнесом. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Домашним о новом месте работы Татьяна сообщила только тогда, когда окончательно трудо-устроилась. Дети пришли в восторг. Муж Андрей поначалу испугался, потом смирился. Сам он с легкостью управляется с любой строительной техникой - от крана до экскаватора. Поэтому решил: если второй половинке нравится крутить баранку самосвала, то так тому и быть. Более того, помог установить дополнительные подножки на кузов и прицеп. Чтобы в случае надобности удобно было забираться.
КамАЗ дали 2023 года - без пробега и даже в упаковке. Словно только с конвейера. Не влюбиться в него было невозможно.
Адаптация прошла быстро. За прошедшие полгода Татьяна успела поучаствовать во многих сезонных сельскохозяйственных процессах. Привозила на поля семена, удобрения. Научилась разбираться в различных грунтах. Сейчас доставляет на ток кукурузу нового урожая. Попутно любуется красивыми пейзажами.
Кабину авто постепенно адаптирует под себя. Там есть спальник, кондиционер, дополнительная печка. Недавно приобрела и установила рацию. В будущем планирует заменить чехлы на сиденьях и коврики. Несмотря на то что организация выдает спецодежду, предпочитает носить спортивные костюмы. Но куртка и сапоги всегда рядом. Работа в полевых условиях диктует свои правила гардероба.
В пути слушает аудио-книги. Иногда музыку. При этом внимательно следит за ситуацией на трассе. Правила дорожного движения никогда не нарушает - соблюдает скоростной режим, реагирует на знаки и указатели. Машина зарегистрирована на предприятие, и портить себе репутацию штрафами - то еще удовольствие.
- Иногда ощущаю себя тем самым матерящимся камазистом, - улыбается Татьяна Анатольевна. - Очень сложно сохранять спокойствие, глядя на водителей легковушек и их поведение на дороге. Складывается впечатление, будто они не понимают, что грузовики трогаются и тормозят совсем иначе. Вес транспортного средства многое определяет.
Спорт и хоббиГрафик у водителей ненормированный. Горячие обеды в поля не привозят. Где и как перекусить, каждый решает самостоятельно. Но предприятие выплачивает за это денежную компенсацию.
- У меня на всякий случай припасен чемоданчик, - признается Татьяна. - В нем вода, чайник, лапша быстрого приготовления, сахар, чай, кофе, шоколад. Изредка беру еду из дома.
Рабочая неделя шестидневная, хотя в субботу можно уйти домой пораньше. Бывает, выходит на смену в воскресенье. Зато если идет дождь, отдыхают все.
В законный выходной Татьяна может поваляться на диване. В зависимости от настроения и степени усталости. Может вместе с мужем заниматься ремонтом домашнего автопарка.
«Москвич-400» 20 лет простоял в гараже.
Помимо современных Toyota Crown Majesta и Land Cruiser 100, есть в личном пользовании настоящий раритет отечественного автопрома - «Москвич-400». Ему уже около семидесяти лет. Три года назад во Владивостоке сносили старые гаражи и в одном из них нашли легковушку. Так как хозяин давно умер, выкупили ее у наследников.
В прошлом году приобрели «Волгу» с пятидесятилетней историей. Она тоже 20 лет в гараже простояла.
По бездорожью на ГАЗ-69.
ГАЗ-69 специально оборудован для бездорожья. На нем супруги любят ездить по лесу - вдоволь насладиться грязью, поупражняться в экстремальном вождении и умении выезжать из колеи. Это одновременно и спорт, и хобби.
Недавно коллекцию авто пополнил ярко-желтый КАвЗ 2007 года выпуска. Нашли его в Нижнеудинске (Иркутская область) и пригнали своим ходом. Бывший школьный автобус ждет переделка в полноценный автодом, с туалетом и камином.
- Планируем отправиться на нем в длительное путешествие по России, - делится планами Татьяна. - Будем неспешно передвигаться, заезжать в отдаленные уголки, останавливаться в селах и городах. С нетерпением жду момента, когда мечта станет явью.
Николай МИХАЙЛОВ.
Фото предоставлено Т. Вытновой.
Оставить сообщение: