Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 27.12 99.23 -0.383
EUR 27.12 103.30 -0.6419
Архив номеров

Приморский мед – это бренд

08:50 20.12.2024 16+

«Главный пчеловод» УГО, председатель общественной организации пчеловодов-любителей «Нектар» Анатолий Улитин – человек увлеченный.

Мы побеседовали с ним о том, как сейчас обстоят дела в пчеловодческой отрасли и можно ли на глаз отличить настоящий мед от поддельного.

Медовые ярмарки в Уссурийске очень помогают местным производителям.

- Анатолий Николаевич, в последнее время много говорится о приморском меде, причем на высшем уровне. Какие новости есть для пчеловодов?

- По указанию губернатора в июле этого года создали Агентство по развитию пчеловодства Приморского края для того, чтобы стимулировать производство меда в регионе и налаживать экспорт. Для этого выделили краевые субсидии. Руководителем стал Рамиль Еникеев, председатель Союза пчеловодов Приморского края, и располагается этот центр в Уссурийске, на улице Целинной.

Такое решение принято по результатам прошлого года, который был для пчеловодов очень тяжелым. Летом 2023-го
у нас погибло очень много пчел, их поразил клещ вароа. Впервые его завезли к нам в 50-х годах прошлого века. В советских пчелосовхозах с ним активно боролись ветеринары, но вспышки болезни до сих пор случаются. В прошлом году для вредителя сложились идеальные условия – сезон выдался очень сырой. Липа плохо выделяла нектар, из-за дождей опали почти все цветы, и пчелы не смогли собрать урожай. Клещ занял пустующее место в уликах, поразил пчел, они погибали целыми семьями. К осени многие пасеки лишились 70% поголовья.

- За этот год удалось восстановиться?

- Восстановились те, кто пострадал незначительно: вовремя заметили опасность, отнеслись к ней серьезно и провели обработку. Но многие полностью потеряли пасеки.

В этом году урожай хороший. Но стоимость меда взлетела вслед за ценами на другие товары и ГСМ. Сказалось и то, что существенно уменьшилась конкуренция. Пчеловоды подняли стоимость литра меда до 1000 рублей, продают и за 1200, во Владивостоке можно встретить за 1500. Я считаю, что адекватная цена в этом году – 700-800 рублей, дешевле отдавать плоды своего труда нет смысла. Когда кто-то мне говорит: «Давай подешевле», я сразу приглашаю его пожить со мной хотя бы неделю в тайге, поработать с пчелами, покормить комаров, погонять медведей, а потом говорить, сколько должен стоить мед.

- А как насчет спроса - любят ли наши жители мед как раньше?

- Спрос меньше не стал, все, кто брал мед в прошлые годы, продолжают его покупать. Тем более что сейчас в разгаре сезон простуд и вирусных заболеваний, а мед – это один из лучших природных продуктов, источник витаминов и микроэлементов. После прошлого года многие пчеловоды бросили это дело, а люди все равно хотят купить мед, ищут других продавцов. Я всегда могу подсказать, к кому можно обратиться. У меня самого продукт обычно до весны стоял, а в этом году покупатели звонят каждый день, забирают в том числе и прополис, пергу, пыльцу, восковую моль.

- Сейчас мед можно купить и в магазине. Столько ярких баночек!

- Действительно, у нас на ярмарках и на рынках торгуют больше ста пчеловодов. Но если зайти в супермаркет, можно увидеть литр меда за 400-500 рублей. Настоящий продукт столько стоить не может по определению! На ум приходит только одно – он разбавлен водой, сахаром или другими наполнителями, иначе выйти в плюс не получится.

Под большим вопросом и мед, который продается на разных выездных выставках в больших и малых городах России. Обычно продавцы называют его башкирским или алтайским. К нам в Приморье дважды приезжал председатель союза пчеловодов Башкирии, который запатентовал товарный знак «Башкирский мед» и уже десять лет борется с контрафактом. Говорит – мед на таких выставках не всегда из их региона. Также у нас в Кировском районе есть пчеловод, которая зарегистрировала торговую марку меда в сотах, торгует с Китаем. Была на выставке и вдруг увидела продукцию – в такой же упаковке, как у нее, да не ту. Уже подделали!

Таким образом, часто под видом натуральной у нас продается сильно разбавленная продукция. Вреда в ней нет, но пользы во много раз меньше, чем в настоящем меде.

- Как же отличить контрафакт от качественного продукта?

- Если поставить 10 образцов, пять с настоящим медом, а пять с поддельным, то, как правило, покупатели всегда определяют химический «мед» как настоящий. Потому что вкус, цвет и консистенция идеально подделываются с помощью разнообразных добавок, и людям они нравятся больше.

Настоящий мед узнают по наличию пыльцевых зерен. Но определить подлинность продукта на глаз практически невозможно, нужен химический анализ.

При покупке обратите внимание на тару. Часто на ярмарках торгуют продукцией из открытых куботейнеров, и это сразу повод насторожиться. Настоящий мед очень гигроскопичен, впитывает в себя запахи и в открытой емкости в магазинах мгновенно пропахнет рыбой, мясом и всем чем угодно, а потом и вовсе закиснет. Его нельзя хранить в открытой таре! А вот сахар такими свойствами не обладает, сохраняется хорошо.

Лучший способ купить натуральный продукт – брать его у знающего пчеловода, который уже успел себя зарекомендовать, или приехать прямо на пасеку. Там нальете себе из медогонки, сколько захотите.

Медовые ярмарки в Уссурийске тоже очень помогают местным производителям. Единственное – очень хочется, чтобы такие мероприятия проходили почаще, хотя бы раз в месяц, и не только пчеловодческие, а вообще сельскохозяйственные.

Никогда не стесняйтесь при покупке спрашивать документы на пасеку и на мед. Или хотя бы только на пасеку – химический анализ продукции сейчас стоит в пределах 20 тысяч, не всем по карману. Мы хотим поставить вопрос, чтобы эти исследования стоили дешевле, субсидировались государством. Планируем обратиться к губернатору.

- Но в целом пчеловодство в крае развивается?

- Многие пчеловоды вкладывались бы в свое развитие, увеличивали количество семей и получали больше меда, если бы был организован сбыт. Однако продукцию часто некуда продать. Оптовики предлагают за литр максимум 350 рублей, это очень мало. Жаль тяжело трудиться все лето за такие деньги, чтобы сделать кому-то прибыль. Как мы грустно шутим между собой, перекупщики зимой едут отдыхать на Сейшелы, а мы, производители, – на рыбалку на Уссурийский залив.

Но в целом покупатели все равно находят своих продавцов и по-прежнему с удовольствием покупают местный мед. Ведь это вкусно и полезно.

Оксана СЕЗИК.

Официально Олег Кожемяко, губернатор Приморского края:

- В июле этого года создано Агентство по развитию пчеловодства Приморского края. Приморский мед - уникальный продукт, потому что 5 млн 200 тыс. гектаров липы нет ни на одной территории Российской Федерации, и сомневаюсь, есть ли где-то в мире, кроме Приморья. Наша задача – популяризация этого прекрасного, экологически чистого продукта. Нужно сделать его таким же узнаваемым, как башкирский. Рядом находится сосед с большим объемом потребления, Китайская Народная Республика, и это необходимо использовать.

Первые шаги в развитии отрасли уже сделаны – обеспечена сохранность липы в тех местах, где расположены пасеки. Перенимается передовой опыт по сбору меда. Пчеловодство – это отличная возможность занятости сельского населения. Раньше Приморье экспортировало 13 тысяч тонн меда ежегодно, а пасечники были обеспеченными людьми. Используя сохраненные традиции, мы должны это возродить. Не исключено, что мед пойдет и на питание дошкольников, для этого необходимо разработать удобную упаковку.

Нам предстоят большие вложения и огромный труд по рекламе приморского бренда. Вместе с агентством и экспортным центром это даст возможность выходить на биржи и продвигать бренд.

Рамиль Еникеев, генеральный директор Агентства по развитию пчеловодства Приморского края:

- В сфере наших интересов - полный спектр задач, связанных с пчеловодством, начиная от селекционной работы, технологии, содержания и разведения пчел и заканчивая экспортом продукции. По всем этим направлениям есть специалисты, составлен план работы. Основное сейчас – восстановление пчел после массовой гибели в 2023 году и количественное и качественное увеличение объемов производства.

В планах на следующий год - разработка единой технологии содержания и разведения пчел, регистрация товарного знака в Китае, проведение шоу-мероприятий для китайских потребителей.
Одно из наших основных направлений - работа с населением, с пчеловодческим сообществом. Мы оказываем консультации по вопросам лесного законодательства и ветеринарии, зоотехнии, привлекаем соответствующих специалистов.

264

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom