Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 13.05 80.89 0.0271
EUR 13.05 90.11 -2.0322
Архив номеров

Свежие новости с архивных страниц

08:50 19.04.2025 16+

Почти век «Коммунар» пишет о самых важных событиях, рассказывая о том, что волнует читателей, и составляя своеоб-разную летопись города для будущих поколений.

Неоднократно редакция пробовала найти самый первый номер газеты, вышедший 15 сентября 1930 года, но пока это не удалось. В уссурийском городском архиве сохранилось несколько номеров за 1930 и 1931 годы из частных коллекций горожан. Самый ранний из них - № 13 за воскресенье, 5 октября 1930 года. О чем же писала газета в то непростое время?

В совхозе им. Сун-ят-сена для обучения рабочих обращению с комбайнами пригласили американского инженера.

Голос рабочих и бедноты

Шел тринадцатый год после революции, третий год первой пятилетки. Молодой, только что появившийся «Коммунар» призывал оформлять подписку и рассказывал о себе как о газете рабочего люда - транспортников, колхозников, бедняков и батраков. Он ставил своей целью организовать людей для социалистического строительства, «драться» за выполнение и перевыполнение планов, за хлебозаготовки, сев, переделку сельского хозяйства и охрану рубежей страны. Один номер газеты стоил 5 копеек, а за годовую подписку нужно было отдать внушительную сумму 9 рублей. Выходил «Коммунар» три раза в пятидневку, 19 раз в месяц.

Газета свое обещание выполняла - сразу же, на первой странице публиковался «Красный список» лучших работников предприятий города - кто отличился, кто премирован 50 рублями, направлен в дом отдыха или получил за хорошую работу подарок (бритвенный прибор, бывший тогда большой ценностью). Разъездной корреспондент Сергеев в статье «Самое глухое село» бил тревогу -
Глуховка попала под влияние кулаков, которые отказывались сдавать хлеб и даже открытие детских яслей принимали очень враждебно. Зато из Михайловки, из совхоза им. Сун-ят-сена, приходили добрые вести - вовсю шла уборка урожая, а для обучения рабочих обращению с комбайнами был приглашен американский специалист, инженер Байерс. На снимке сам американец, в модной шляпе и кожаном пиджаке, инструктировал сельчан.

Газета, засучив рукава, бралась за отстаивание интересов работающего народа. В том числе рассказывала о несправедливости, которую вынуждена терпеть молодая учительница Галенина. Поступив на работу в школу, она долго не могла найти жилье. В итоге ее приютил рабочий, и несколько месяцев она с маленьким ребенком ютилась в комнатушке, где проживали семь человек. Позже Галениной предложили заселиться в освободившуюся хорошую квартиру, та с радостью согласилась. Но сразу после вселения к ней ворвался председатель жилтоварищества и грубо приказал освободить метры - дескать, здесь будут ясли. Молодую работающую мать выселили в другую квартиру, тесную и очень холодную, где ее ребенок тут же заболел. А в хорошее жилье вместо яслей заселился знакомый председателя. Газета призывала прокурора немедленно расследовать этот случай.

Тяжелая ситуация сложилась в начальной школе Покровки - там из 250 учеников больше 150 были детьми бедноты. Им не хватало одежды и обуви, и с наступлением холодов ребята не могли посещать занятия. Ученики пытались купить ботинки у продавцов кооператива, но те упорно требовали сначала предоставить квитанции о сдаче хлеба государству, которых у детей не было.
Печатали и хорошие новости - в селе Духовском Гродековского района открыла двери новая школа. Сельчане сами собирали деньги на ее постройку, за два года смогли выделить из своих сбережений больше тысячи рублей и всем миром складывали здание по бревнышку.

Полкило риса в месяц

Последняя страница была отдана под объявления. Кинотеатры города показывали немые фильмы под музыку: в «Заре» шел боевик «Песнь о первой девушке»(6+), который иллюстрировало концертное трио, а в «Прогрессе» показывали заграничный фильм «Белый стадион»(6+) в сопровождении скрипки. Дирекция строго указывала, что дети до 6 лет в кино ни в коем случае не допускаются, как и опоздавшие к началу сеансов.

Но самое точное представление о том, как сложно жилось людям в то время, можно получить из краткого сухого распоряжения торгового отдела. Согласно ему, в городе в октябре установлено всего 10 дней, когда в магазинах отпускалось мясо по норме. У каждого жителя был заборный листок с клетками, где отмечалось, сколько продуктов он купил. Так, в месяц гречневой крупы полагалось: грузчикам 2,5 кг на человека, рабочим и детям до 12 лет - 1,2 кг, служащим и членам их семей не больше 500 граммов на каждого. Макароны - 400 граммов в месяц на рабочего и 500 - на детей. Рис выдавался только детям (полкило в месяц) и восточным рабочим (по 1 кг). Селедка, леденцы, чай и масло - все имело свою норму и отмечалось в карточках. Молоко отпускалось только малышам до 12 лет и больным по справке от врача, цена его была очень высока. Учитывалось мыло (одиноким по одному куску в месяц, семейным по два) и даже головные уборы - на семью из четырех человек можно было получить не более трех шапок. В первую очередь их выдавали рабочим, с отметкой в членской книжке.

Самые ранние номера «Коммунара», сохранившиеся в уссурийском архиве.

Бой за урожай

Всего в Уссурийском городском архиве сохранилось девять номеров за 1930 год. О чем писали? О международной классовой борьбе и местных проблемах. Ловили спекулянтов, русских и китайцев, которые на рынке по баснословной цене продавали полученный по карточкам черный хлеб. В 14-м городском квартале, который носил название «Новые солонцы», ни одна улица не имела названия, дома были не пронумерованы, так что милиции и другим службам ориентироваться там было решительно невозможно. Расширялась швейная мастерская «Работница», открывая отделения в Покровке, Камне-Рыболове, Михайловке, Гродеково и Раздольном и приглашая на работу всех желающих.

В самом нашем городе шла настоящая классовая борьба - зажиточные горожане не желали расставаться со своими домами и имуществом, а новая молодая власть пыталась забрать это все в свое ведение. Так, «Коммунар» с негодованием обнаружил, что в городе был до сих пор не раскулачен Иван Шило, который владел целым кварталом из 27 зданий, не считая китайских фанз, а в хозяйстве у него значились пятерка чистокровных лошадей, три коровы, бык-производитель и поросята. Зарабатывая с аренды квартир больше 700 рублей в месяц, домовладелец умудрился добиться, чтобы власти его как будто не замечали.

Между селами Тимофеевкой и Супутинкой (ныне нежилое село Комарово-Заповедное) на протяжении 30 верст бушевал пожар - горела тайга. Стоящая на пути огня деревня Кондратенково просила о помощи - из-за своей малонаселенности она никак не могла противостоять огню. Под угрозой оказался весь колхозный хлеб, если бы он сгорел, жителям бы грозил голод. Пожар произошел из-за спички, брошенной охотниками.

Уголовный розыск сообщал - удалось раскрыть давнее преступление. За девять лет до этого, в 1921 году, в Новоникольске был убит местный житель и ограблено три китайца-огородника, одному из них нанесли 37 ножевых ран. Через много лет двоих преступников наконец задержали (один из них уже успел стать членом райпо) и предали суду.

Осенние номера «Коммунара» посвящены борьбе за урожай. Она в тот сезон вышла ожесточенной - из-за отсутствия рабочих рук и техники колхозники не успевали убрать поля. Гектары пшеницы и ржи могли сгнить на корню. Того и гляди выпадет снег, и все труды пойдут прахом. «На помощь!» - кричал заголовок с первой полосы.

В то же время сообщалась интересная новость - в нашем городе готовились запустить трамвай. Промышленное развитие города требовало быстроты в перемещениях рабочих к предприятиям, поэтому разрабатывался проект по созданию к 1931 году первой трамвайной ветки. По задумке, она должна была связать город и вокзал по Вокзальной дамбе. Впоследствии планировалось проложить линии по ул. Ленина, Пушкина, Калинина, захватить слободу… Как мы знаем, этим амбициозным планам так и не суждено было осуществиться.

Оксана СЕЗИК.
Продолжение следует.

283

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom