Без чего не может существовать газета? Без статей, заметок, шрифта, типографской краски… А еще - без фотографий.
Анатолий Шевченко не расстается с фотоаппаратом с юности.
Имя Анатолия Ивановича Шевченко знакомо всем, кто выписывал газету «Коммунар» в 70 и 80-е годы: он был фотокорреспондентом печатного издания больше 20 лет, а его снимки - портреты, жанровые фото и виды города - стали золотым фондом фотографии Уссурийска, а оригиналы и негативы хранятся в городском архиве.
Первая встречаСейчас Анатолию Ивановичу 87-й год, но он по-прежнему отлично помнит имена и фамилии людей, которые встречались ему на жизненном пути и навсегда остались на его фотоснимках.
В жизни Анатолия Шевченко было много городов и стран, но, как он сам говорит, земля круглая: жизнь началась в родном Уссурийске и спустя много лет сюда же его и вернула. Его родители приехали в наш город в 1930 году, а в 1938-м в доме на рисовом заводе (сейчас район мелькомбината) родился маленький Толя. В семье было семеро детей.
Первая встреча с фотографией произошла, когда Толе не было и семи лет. Один из знакомых решил сфотографировать ребят во дворе. Фотоувеличители тогда были большой редкостью, а без них фотокарточки получались совсем крошечными. «Я посмотрел на фото - нас там пять человек, а получилось настолько мелко, что и не разглядеть толком. Подумал - как бы увеличить снимок? Тогда мне фотография в первый раз и запала в душу», - рассказывает Анатолий Иванович.
Когда в послевоенном 1946 году в Доме пионеров появилась возможность пойти в кружок фотографии, он отправился туда. Но о своем фотоаппарате тогда приходилось только мечтать, и ребята изучали фотографию больше в теории, рассматривая аппарат учителя.
«В детстве я научился играть на духовых инструментах у слепого музыканта, бывшего фронтовика, - вспоминает фотограф. - А потом в ремесленное училище, где я учился на слесаря по ремонту автомобилей, с 25-й рембазы привезли старые музыкальные инструменты, и у нас организовался оркестр. Мы играли в клубе, в парке «Зеленый остров» на танцах».
Именно на «Зеленке» Анатолий познакомился с сотрудником «Коммунара» Василием Захаровичем Ткаченко - тот фотографировал юных музыкантов. 17-летний парень разговорился с ним, побывал в редакции по приглашению и познакомился с работой фотокора поближе. Это занятие показалось очень интересным.
Вокруг света со «Сменой»Но по-настоящему поворотным стал момент, когда 20-летний Анатолий, который к тому времени работал на флоте мотористом и бороздил морские воды по всему миру, купил в Находке фотоаппарат «Смена». На следующей стоянке в Магадане в его арсенале появился фотоувеличитель. Капитаном судна был знаменитый Павел Куянцев, писатель и художник. Он с одобрением отнесся к тому, что молодой моторист занимается фотографией, и отрядил для лаборатории лоцманскую каюту.
С тех пор, в какие бы города и страны его ни заносила судьба, Шевченко не выпускал «Смену» из рук. Льдины на Северном морском пути, работа моряков в Южно-Китайском море, Чукотка, Новая Зеландия, Бельгия... В Японии он ходил по улицам с фотоаппаратом и вспышкой, снимал людей, а за ним по пятам ходили японцы - скорее всего, из органов безопасности.
Флоту Анатолий Шевченко отдал 15 лет. Был в составе экипажа теплохода «Зайсан» во время войны во Вьетнаме. «Много наших судов работало на грузоперевозках в 1965-1967 гг. Это угольная страна, уголь там высокого качества, - рассказывает фотограф. - Попадали под бомбежку, потому что в море спрятаться было негде. Помню, как столкнулись с этим впервые: самолеты летят, из зениток стреляют, а мы рты пооткрывали и смотрим. У нас раненые появились, после этого сказали без касок на палубу не выходить. Одному из наших судов бомба в машинное отделение прилетела, сгорел теплоход. Во время очередной бомбежки я упал на генератор, ударился спиной, получил тяжелую травму. Врачи отправили на рентген, дали вторую группу инвалидности и рекомендовали больше трех килограммов не поднимать. Из флота пришлось уйти».
Три кадра на событиеВ 33 года Анатолий Шевченко оказался на берегу, встал вопрос: что дальше делать. Так как он служил в морской авиации Тихоокеанского флота и занимался аэрофотосъемкой, Валерий Яшин, инструктор горкома КПСС, предложил поработать фотокорреспондентом в газете «Коммунар».
Шел 1971 год. Здание редакции тогда располагалось на ул. Тимирязева, 59, отапливалось печами, водопровода не было. Утром в ведре с водой застывал лед. На чердаке было помещение с печкой, где когда-то жили сторож и истопник, куда и перебрался Шевченко. Из фотооборудования - походный портативный фотоувеличитель «Зоркий» и 12 рублей от редакции на изготовление фотографий. На одно мероприятие разрешалось использовать три кадра, не больше.
Анатолий Иванович узнал адрес Василия Ткаченко, с которым встречался когда-то в юности, и тот посвятил его в некоторые тонкости. В то время в газете требовались только небольшие снимки портретного плана. Жанровые фото практически всегда отвергались, так как невозможно было изготовить в типографии качественные клише. Плохое качество фотографий на страницах газеты в то время было настоящей болью фотокоров, городские фотографы отказывались давать снимки в газету. На авторемзаводе, где работал родственник Анатолия Шевченко, рабочие предлагали с получки сброситься корреспонденту на хороший фотоаппарат, думая, что дело именно в этом.
На самом деле причина была в устаревших машинах в уссурийской типографии. «Тогда «Коммунар» печатался еще на тех машинах, на которых Ленин «Искру» печатал! - горячится Анатолий Иванович. - Или еще одна машина была -
самонаклад, которую называли «американкой». Так на таких еще партизаны в лесах прокламации делали».
Подобные машины - новые, но морально устаревшие - стояли в то время во всех небольших районных и городских редакциях. В итоге, несмотря на все старания печатников, работы фотографа не было видно. Только во Владивостоке работали современные печатные машины, клише делались в лабораториях, и фото на страницах краевых газет выходили совсем другими: ясными и четкими.
Срочно в номерАнатолий Шевченко стал посылать свои фотографии в краевую газету «Красное знамя». Раз в месяц посещал фотофакультативы при ДВГУ, где читали лекции высококвалифицированные специалисты. Коллеги-фотографы, мичман Родин из газеты «Боевая вахта» и Игорь Гусев из «Красного знамени», снабжали его аэрофотопленкой высокой чувствительности, а директор полиграфкомбината Бондаренко - химикатами. Фотограф стал сам приобретать нужную аппаратуру, много экспериментировал, добиваясь качества снимков.
«Вот журналисты часто пишут: «На старой, пожелтевшей фотографии…» Так вот что я скажу - если снимок пожелтел, то это вина фотографа! - говорит Анатолий Иванович. - У меня нет пожелтевших снимков. Я был знаком с Алексеем Зиновьевичем Кушешвили, мэтром уссурийской фотографии 1920-40-х годов. Он советовал проявлять пленку не 18 минут, а 40-50, чтобы она выявила свои лучшие качества. Позже Кушешвили мне подарил негативы своих снимков. Я сдал их в музей».
Постепенно фотограф «обрастал» хорошей аппаратурой. Съездил в Москву и в комиссионке на Красной Пресне купил два дорогих фотоаппарата: немецкий «Цейс» и отечественный «Салют». А такой высококачественный профессиональный увеличитель, какой стоял у него в лаборатории, был еще только в одном месте в городе - в милиции.
Во время работы Шевченко старался содействовать улучшению печати. Последние три года работы в газете исполнял обязанности цинкографа. По согласованию с редактором и директором типографии две недели стажировался на полиграфкомбинате, стал изготавливать клише для газеты «Коммунар».
Советско-американские переговоры во Владивостоке, 1974 год. Фото И. Гусева и А. Ештокина.
Все праздничные дни - 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября - были рабочими. Необходимо было отснять мероприятие, быстро сделать снимки и бегом отнести в цинкографию. В 1974 году при встрече во Владивостоке генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Фордом Анатолий Шевченко дежурил на полиграфическом комбинате. Ждал, пока изготовят клише с фотографией со встречи и отпечатают в «Красном Знамени», а потом срочно вез его в Уссурийск, чтобы успеть вставить снимок в «Коммунар». На следующий день эти две газеты стали единственными в Приморье, которые вышли с фото глав государств на первой странице.
Друзья и встречиЗа годы работы было много интересных встреч. Анатолий Иванович помнит лица со своих фотографий, рассказывает об обстоятельствах съемок. Например, фото 1976 года, когда в пионерский лагерь «Дубовая роща» приехал сын Василия Ивановича Чапаева, генерал-майор Александр Чапаев. На ней гость, улыбаясь, стоит среди детей. Фотограф ходил за гостем по пятам, но нужный кадр все не выстраивался. Чапаева привели в столовую, где он разговаривал с детьми и отвечал на вопросы. Одна девочка спросила: «А как вы относитесь к анекдотам о Василии Ивановиче?» У гостя испортилось настроение. Шевченко убедил организаторов - нужно заканчивать встречу и выводить генерал-майора на улицу. И там наконец удалось взять хороший кадр, хотя на это ушла вся пленка.
Сын Чапаева Александр Васильевич посетил Уссурийск в 1976 году.
Ул. Тимирязева. 1974 год.
В архиве Шевченко самые разные снимки: он летал на самолете, чтобы «щелкнуть» через открытый люк парашютистку, проникал в операционные и фотографировал хирургов за работой. Во время наводнения в 1974 году колесил по парку «Зеленый остров» на броневике…
Анатолий Иванович с благодарностью вспоминает своих коллег из «Коммунара» и друзей: «Журналист Эмма Редькина никогда ничего не записывала при беседе, зато утром выдавала материал с изумительной точностью. Идейными вдохновителями литературного объединения «Лотос» были Евгения Бабиченко и Людмила Барабаш. Любимица редакции Нелли Гулянская, отличные журналисты Нина Добычина, Татьяна Евдокимова, Людмила Никитенко, поэт Валерий Кузьмин, журналист-прозаик Анатолий Мелькевич… И сейчас работает в газете Лариса Тригуб.
Помню ветерана редакции Елену Степановну Власенко - журналиста, педагога, наставника, политика. Трудился в «Коммунаре» фронтовой журналист Василий Мажуга. А фронтовой корреспондент и поэт Василий Арсентьевич Липатов рассказывал мне, как в боевой обстановке проявлял пленки на снегу и делал снимки без электрического освещения. Ради интереса я это тоже освоил.
В конце 70-х в редакцию пришли выпускники ДВГУ Анна Селянина и Зинаида Избенко, проработавшие в газете до выхода на заслуженный отдых. Много помогал молодым журналистам собкор ТАСС Аркадий Гулянский. Он дал мне рекомендацию в «Союз журналистов СССР».
В типографии много лет работали линотипист Зинаида Смирнова - она отливала для газеты строчки из металла, метранпажи Анна Волкова и Нина Бобровская - их единственным инструментом при верстке было шило. Василий Верещак, большой труженик, печатал газету более 40 лет, и все по вечерам.
За время работы накопилось много материала - около 1000 единиц. Галина и Константин Пишун изготовили 30 фотоальбомов. В них - строители, врачи, учителя, работники культуры, поэты, железнодорожники, ветераны труда и Великой Отечественной войны, различные события, без которых не мог жить город. Все альбомы - с надписями и ремаркой «Издание дарственное, продаже не подлежит». В городском музее прошло пять выставок».
Анатолий Шевченко ушел из «Коммунара» в 1992 году. Но фотографией занимался еще много лет - пока не стало подводить зрение. Даже когда весь мир перешел на цифровую технику, он снимал только на пленочный фотоаппарат. Обучаться заново не захотел - для этого нужны были новые навыки и дорогая аппаратура. «А зачем мне это, когда у меня все свое под рукой?» - улыбается фотограф.
Оглядываясь на прожитую жизнь, он говорит, что ему нравилось все, чем он занимался: «Кем я только не был: и слесарем по ремонту автомобилей, и шофером - водить научился у отца, когда еще до педалей ногами не доставал. И моряком, и музыкантом. Но именно фотографии, портреты - это то, что останется после меня надолго».
Оксана СЕЗИК.
Фото из архива А. Шевченко.
Оставить сообщение: