Мы продолжаем знакомить читателей с работой отделов по работе с сельскими территориями нашего округа. Сегодня у нас в гостях начальник отдела по работе с Новоникольской территорией Андрей Старчук.
С косой и лопатойАндрею Николаевичу 38 лет, и для жителей Новоникольска он, что называется, «свой» - родился и прожил здесь всю жизнь. Учился в местной школе, знает район как свои пять пальцев, и люди его знают. После 11 классов уехал учиться в Хабаровск, в Дальневосточный государственный университет путей сообщения, после учебы вернулся в родительский дом. Почти десяток лет каждый день ездил в Уссурийск - работал на УЛРЗ, сначала в должности мастера, потом конструктора.
В отдел по работе с Новоникольской территорией попал по личной надобности - в 2018 году пришел оформлять документы на собственный дом и участок. Елена Борисовна Миронец, работавшая в то время начальником отдела, вместе с консультацией предложила занять вакантное место специалиста и своего помощника.
«Первый рабочий день помню очень четко - была осень, и мне поручили ехать отжигать неразграниченные территории, - рассказывает Андрей Старчук. - Нужно было спалить все, что теоретически горит и весной может угрожать жилым домам и постройкам. Пришлось сначала изучить вопрос. Мне очень помогла наша добровольная пожарная дружина, особенно ее командир Сергей Григорьев, старший лесничий в военном лесничестве. В общем, запалили мы болото на повороте на Борисовку, потом успешно потушили, все прошло хорошо. Второй день был точно таким же, и я решил - работать можно».
Через пару месяцев, убедившись, что новый специа-лист справляется со всеми заданиями, начальник отдела ушла в отпуск. «Тут-то я и понял специфику труда в полной мере, - смеется Андрей Старчук. - Дело было перед Новым годом, и на меня навалилась вся бумажная работа, квартальные отчеты, раздача подарков детям, пенсионерам, ветеранам, елки - в общем, пришлось окунуться в дело сразу и полностью. А после новогодних праздников прошли встречи с населением, которые стали для меня своеобразным испытанием и собеседованием на должность. Как потом стало понятно, экзамен на профпригодность я сдал».
С приходом весны начались субботники, покосы, уборка, обрезка деревьев, и забота об этом легла на плечи специа-листа. Дел для единственного мужчины в отделе хватало: в округе всегда есть участки, обслуживание которых не входит в муниципальные контракты. Нередко Андрей Николаевич берет в руки мотокосу, а зимой, в снегопад - лопату. Вдобавок участие в добровольной пожарной дружине: «Мы все в ДПД завязаны на приложение «Термические точки» МЧС России, зарегистрированы в системе. Если программа обнаруживает «горячую точку» и выдает координаты, мы едем ее проверять, и, если она представляет угрозу, тушим. У нас в дружине есть все необходимое оборудование, а еще - пожарный автомобиль марки «Урал» высокой проходимости, на котором я сам езжу за рулем. Мой отец проработал тринадцать лет в автошколе ДОСААФ в Новоникольске и меня научил ездить практически на всем, даже на гусеничной технике. Поэтому, когда подняли вопрос, кто же будет водителем автомобиля ДПД, я сам сел за руль».
В 2021 году, с уходом на пенсию начальника отдела Елены Миронец, Андрею Николаевичу предложили занять ее место. Сейчас в отделе вместе с ним работают заместитель и специалист, а дома ждут жена Оксана и дочь, 13-летняя Юлия.
Зона сельского хозяйстваНовоникольская территория - это три села: Новоникольск с населением 4600 человек, Степное, где проживает 440 сельчан, и Элитное - примерно на 40 жителей. Везде есть крупные фермерские предприятия, которые дают работу сельчанам - в основном механизаторам, водителям сельхозтехники и грузовиков.
Самое крупное расположено в Новоникольске. Это бывший колхоз «Коммунар», когда-то известный на весь край, который сейчас преобразовался в совместное российско-корейское акционерное общество, но сохранил прежнее название. Став правопреемником земель колхоза, «Коммунар» обрабатывает примерно шесть тысяч гектаров полей, выращивает сою, кукурузу, овес, ячмень и пшеницу. Другой крупный сельхозпроизводитель, Александр Бондарь, специализируется на выращивании овощей в теплицах и открытым способом. Огурцы, помидоры, свекла, морковь и картофель - все это реализуется на местном рынке, поступает по оптовым ценам на продуктовые базы, а оттуда развозится по магазинам всего края. На сое и кукурузе специализируется фермер Максим Галушкин.
На территории сел Степное и Элитное, расположенных совсем рядом, развернулось крупное российско-китайское сельхозпредприятие ООО «Виктория». Оно выращивает все ту же сою, заготавливает корм для животных и содержит коров для молочного производства. Многие покупают в магазинах города продукцию завода в Степном - вкусное натуральное молоко, кефир, сметану, ряженку.
Похожая специализация и у семьи фермеров Войтюк из Степного. Помимо полей с соей и кукурузой у них около 30 коров - хозяйство довольно большое и богатое. А вот птицефабрика ООО «Устье», которая находилась в Элитном, несколько лет назад переехала в Кроуновку и присоединилась к ООО «Империя».
Дорожный вопросДороги, как признается начальник отдела, это одно из проблемных мест территории. Говорим «Новоникольск», а в голове сразу - пробка. «Я помню время, 2010-2015 годы, когда от села до железнодорожного вокзала можно было доехать в любое время за девять минут, - говорит Андрей Николаевич. - А сейчас в семьях по 2-3 машины, идут большегрузы из Китая, открылись пункты таможенного контроля в Новоникольске и склады временного хранения товаров, поток увеличился во много раз. Доехать до города теперь - целая история».
По мнению Андрея Старчука, есть несколько простых решений, которые бы помогли разгрузить дорогу. Первое - на светофоре в Доброполье оборудовать кнопку, чтобы включать его только по требованию. Пешеходы в этом районе бывают не всегда, а включающийся без необходимости светофор сильно тормозит автомобильный поток. Второе предложение - перенести остановочный павильон в районе Кирзавода. Фуры там часто поворачивают налево, в район 5 км, на долгое время перегораживая дорогу для остальных. Остановка не дает возможности другим автомобилям объезжать грузовики, образуются заторы. Если убрать павильон и заасфальтировать обочину, помеха исчезнет. И третий путь, возможно, самый результативный - уложить асфальт на участке дороги от Доброполья до Загородного или как минимум почаще его грейдировать. В этом случае значительная часть машин будет уходить в этом направлении и разгружать основной путь в Уссурийск.
«Вообще, большегрузы в центре села - это всегда плохо, - говорит Андрей Николаевич. - И опасно, и очень шумно - грохот, лязг железа, выхлопные газы. В связи с этим хотелось бы вспомнить про давний проект «Уссурийск-Пограничный-
Госграница». Много лет назад по нему стали строить объездную трассу в обход Новоникольска. Я тогда еще в девятый класс ходил. Какое-то время дорога даже функционировала, некоторые участки там заасфальтированы, другие нет. Сейчас по документам Минтранса она значится как объект незавершенного строительства. Было бы очень правильно ее немного расширить и достроить. Конечно, для этого нужны федеральные средства. Мы эту проблему озвучивали уже практически на всех уровнях, о ней знают. Надеюсь, дело в итоге сдвинется с мертвой точки».
Несмотря на «дорожный вопрос», территория активно развивается. В последние три-четыре года в Новоникольске разыгрался настоящий строительный бум - частные лица и застройщики покупают старые дома с участками и возводят на их месте новые. Население постоянно увеличивается, в том числе за счет молодых семей, приезжающих на жительство из города. Близость к Уссурийску и развитая инфраструктура (здесь есть школа, детский сад, Дом творчества) делает Новоникольск очень привлекательным не только для жилья, но и для организации бизнеса. Недаром за последние пять лет цена земельных участков под строительство в селе возросла больше чем в два раза.
За последние три года по различным программам в Новоникольске построены две площадки, детская и спортивная, еще две - в Степном. В школе Новоникольска провели капитальный ремонт полов, идет строительство газовой котельной, которая будет обогревать все село, и переоборудование других котельных под распределительные узлы. Ввод в эксплуатацию намечен на 2026 год. Появился асфальт на улицах, где его никогда раньше не было - четыре километра на ул. Колхозной, участок на ул. Писарева. Но, как говорит начальник отдела, дороги и улицы в селах еще делать и делать - давно заасфальтированные трассы уже выработали свой ресурс и рассыпаются на глазах, а на грунтовых во многих местах требуется подсыпка. Работы еще много.
На вопрос «Что самое сложное в деятельности начальника отдела?» Андрей Николаевич отвечает: «Быть на связи
круглые сутки, 24 на 7. Это такая работа, где ты всегда должен быть готов решать, ехать и делать».
Оксана СЕЗИК.
Фото из архива А. Старчука.
Оставить сообщение: