Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 05.07 78.84 0.0523
EUR 05.07 93.01 -0.1174
Архив номеров

Система управления, как причина должностных преступлений

03:56 02.10.2021 16+
Система управления, как причина должностных преступлений.

Для правильного понимания того, как должна вестись борьба с должностными преступлениями, необходимо прежде всего понять роль чиновничества при разных системах управления.


В буржуазном государстве управление, естественно, построено так, чтобы полнее обеспечить господство меньшинства над большинством. Мыслима ли здесь такая система управления, при которой действительно управляли бы рабочие и крестьяне непосредственно или посредством выборных, сменяемых, зависимых от трудового населения должностных лиц? Очевидно, немыслима. Но если система государственного управления не может быть ни в коем случае (пока государство буржуазное!) построена так, чтобы фактически управляло большинство населения, то как же она построена в действительности?

Здесь-то нам и становится ясной роль чиновничества в буржуазном государстве. Буржуазия управляет посредством чиновников. А для того, чтобы чиновники творили именно ее волю, чтобы они надежно служили ее интересам — беспощадной эксплоатации масс — чиновники, конечно, не должны находиться в зависимости от населения. Поэтому чиновничий аппарат, действительно, представляет собой особую группу лиц, специалистов по управлению, стоящую над обществом. Чиновников связывает между собой особый порядок назначения, увольнения, вознаграждения. Чиновничий аппарат представляет собой строгую иерархию. Верхушка ее или прямо подкупается правящей буржуазной кликой, или, что в сущности одно и то же, косвенно, при помощи высоких окладов, чинов и орденов. Этой верхушке строго подчиняется среднее и низшее чиновничество. В итоге, каждый чиновник всецело зависит от ближайшего и прочего начальства. Поэтому раболепное перед начальством, тысячами нитей связанное с буржуазией и землевладельцами, чиновничество привыкло командовать трудящимися, относиться с презрением к их нуждам и жалобам, смотреть сверху вниз на трудящегося.

Буржуазное государство ставит своих чиновников в привилегированное положение и в смысле уголовной ответственности. В буржуазных государствах установилась, так называемая, административная гарантия, т.е. особый порядок разрешения вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц, для чего в иных случаях требуется разрешение начальника. А это на деле означает то, что найти рабочему и крестьянину управу на зарвавшегося чиновника нелегко, а подчас и невозможно, какие бы гнусные, даже с точки зрения буржуазных законов, безобразия в отношении трудящихся чиновник ни совершал. Большое число всевозможных насильников, взяточников, казнокрадов в Российской империи не только оставалось безнаказанным, но получало награды, высшие назначения.

Итак, отрыв чиновников от масс, выделение их в особую привилегированную группу, строгий централизм и назначенство — такова система государственного управления, соответствующая интересам буржуазии, как правящего меньшинства. Вполне понятно, что трудящиеся массы веками привыкли бояться и ненавидеть всю буржуазную государственность в целом и чиновничество, как одну из ее опор, в частности. Совершенно иначе обстоит вопрос в советском государстве. Советское государство является органом классового господства не меньшинства над большинством, а большинства над меньшинством. Именно поэтому систему управления оно строит так, как этого никогда не могут себе позволить буржуазные государства. Главная суть советской системы в том, чтобы в управление втянуть всю массу трудящегося населения, а не в том, чтобы управление сосредоточить в руках особой привилегированной группы чиновничества.

Вся Советская конституция, основанная на отказе от бюрократического управления сверху путем назначенства и приказов (кроме тех отраслей, где без этого не обойтись), на широкой самостоятельности местных советов, на широчайшей национальной свободе, добровольном вхождении отдельных национальностей в Союз Советских Социалистических Республик, проникнута основным стремлением передать управление государством трудящихся в руки самих трудящихся масс. Не чиновничья бюрократическая каста, а сама масса трудящихся должна управлять государством, — таков смысл всех этих мероприятий, всей нашей конституции. Такую задачу и программу ставило себе уже первое в истории рабочее правительство — знаменитая Парижская коммуна. Такую задачу ставит себе и рабоче-крестьянское государство, СССР. «Рабочие, завоевав политическую власть, - писал Владимир Ильич, - разобьют старый бюрократический аппарат, заменят его новым, состоящим из тех же рабочих и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры, подробно разобранные Марксом и Энгельсом - не только выборность, но и сменяемость в любое время, плата не выше платы рабочего, переход медленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, к тому, чтобы на время все становились бюрократами и чтобы поэтому никто не стал бюрократом» .

Удалось ли нам уже полностью разрешить эту задачу? Конечно, нет. Переход к такому порядку мыслился т. Лениным, как переход постепенный. Еще много придется поработать над тем, чтобы окончательно отпала необходимость в услугах специальной группы чиновничества, должностных лиц. Дальнейшее поднятие нашей экономики, повышение грамотности, образования, культурного уровня трудящихся — необходимые для этого условия. Но важно то, что в таком именно направлении советское государство должно развиваться на наших глазах. Это в корне меняет в нашем государстве и взаимоотношения должностных лиц с населением и отношение советского государства к борьбе с должностными преступлениями. Раньше считалось, что на чиновниках лежит особая благодать, перед которыми трудящийся должен ломать шапку. Никакой особенной благодати на советском служащем, какой бы высокий пост он ни занимал, не лежит. Он — приказчик трудящихся и государства трудящихся, исполнитель воли трудящихся, защитник их прав и интересов. Так и только так должен понимать свою роль каждый представитель советской власти; так ее должен понимать и каждый трудящийся.

А из всего этого ясно, что только советское государство всерьез заинтересовано в ограждении трудящихся от преступных действий должностных лиц. Так как руки буржуазного государства в борьбе с преступлениями своих чиновников связаны: той существенной ролью, которую чиновничество играет в деле поддержания власти буржуазии, необходимостью для буржуазии выделения чиновничества в особую привилегированную группу и глубоким безразличием, которое вообще отличает государство эксплоататоров (начиная от рабовладельческого и крепостнического и кончая буржуазным), к интересам трудящихся масс. Когда же действия чиновника направляются и направлялись против интересов правящего буржуазного меньшинства, то за такие действия буржуазная власть, разумеется, умела карать сурово. Совсем другое дело, если от произвола, самодурства, насилий, превышения власти, незаконных поборов страдал раб, крепостной или современный рабочий и крестьянин буржуазных государств и терзаемых ими колоний - в таких случаях буржуазная юстиция умеет оставаться глухой и снисходительной к безобразиям своих чиновных лакеев.

Таким образом, только советская система управления, рассчитанная на управление самих масс и в интересах тех же масс, рассчитанная на постепенное отмирание самого института чиновничества, требующая от всех должностных лиц служения не за страх, а за совесть интересам трудящихся, действительно, по самому своему существу в состоянии вести решительную, последовательную и беспощадную борьбу с теми должностными лицами, которые действуют по старинке, во вред трудящимся. А к таким действиям относятся так называемые должностные преступления.

"Должностные преступления и борьба с ними", Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1926 г.

237

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom