Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 26.07 85.41 -1.1402
EUR 26.07 93.17 -1.2047
Архив номеров

Заложники Российской империи

11:56 26.07.2020 16+


Использование правящими кругами Российской империи института заложничества является одним из ключевых аспектов проблем российско-кавказских отношений. В то же самое время по разным причинам этот вопрос до сих пор остается крайне слабо изученным.
Показать полностью...

Известно, что при первых контактах с Москвой в XVI в. послы дагестанских правителей в качестве гарантии верноподданнических отношений предлагали уплату ежегодной дани. Однако данное условие не было внедрено в практику и вместо него московская власть решила использовать институт аманатства. Таким образом, в качестве обязательного условия при приведении дагестанских правителей к присяге самодержавию стал заклад (аманат) из числа близких родственников правящей верхушки или именитых семейств. Нужно заметить, что ранее заложничество использовалось московским самодержавием во время "присоединения" восточных территорий страны.

Заложники от дагестанских владетелей содержались в Терском городке, являвшемся форпостом самодержавной политики и военно-административным центром Москвы на Северном Кавказе в XVII — начале XVIII в., отсюда поддерживались связи с местными горскими правителями. В кремле Терской крепости, называемом «малым городком», для содержания заложников были построены избы. С упразднением Терской крепости заложники от северокавказских владетелей держались в крепости Святого креста, а затем в Кизляре. Здесь для них был построен специальный «двор». Позже управление «двором» с заложниками перешло к кизлярскому коменданту. С 1722 по 1735 гг., в период нахождения Дербента в составе Российской империи, дагестанские аманаты содержались и в дербентской крепости. С выводом российского военного гарнизона из Дербента и крепости Святого креста после заключения Гянджинского договора 1735 г. с Персией заложники от дагестанских владетелей были отпущены на волю.

Каковы были условия содержания заложников Российской империи? В Кизляре они содержались «не лутче невольников, без выпуску из крепости» под стражей. Нередко аманаты подвергались различного рода наказаниям и карательным мерам за антироссийские действия своих отцов. Так, после нападения кабардинцев в 1779 г. на Марьинскую крепость генерал-майор Якоби приказал «всех находившихся в Кизляре кабардинцев посадить в острог» и задействовать их труд на тяжелых работах, а взрослых аманатов, «чтоб чувствовали про дерзость своих отцов», заковать в кандалы». Репрессивные действия применялись и в отношении заложников от дагестанских владельцев. Так, в письме от 17 мая 1738 г. дженгутаевский владетель Ахмедхан просил кизлярского коменданта И.М. Красногородцева вернуть из ссылки своего аманата и содержать в Кизляре, где находилось большинство северокавказских заложников.

Судьбы разных заложников складывались по-разному. Часто малолетние дети, будучи в аманатах, умирали от непривычных условий их содержания. В письме к царю Михаилу Фёдоровичу от 11 сентября 1643 г. эндиреевский владетель писал, что у него в Терской крепости три сына в аманатах умерли. В случае, если после смерти заложника, местный владетель не предоставлял нового, российские власти брали заложника из числа влиятельных общинников или членов правящего дома. Такое правило было предписано российской кавказской администрации Коллегией иностранных дел от 1754 года.

Тяжелые условия содержания заложников вынуждало местных владетелей довольно часто обращаться к самодержавной администрации с просьбой обменивать их на новых аманатов. Так, в 1739 г. с подобной просьбой в Кизлярскую администрацию обратился эндиреевский владетель Айдемир, в 1748 г. — аксаевский владетель Каплангирей, в 1753 г. — эндиреевский владетель Темир Хамзин и костековский правитель Алиш Хамзин. Кизлярские коменданты не правомочны были самостоятельно принимать решение о замене заложников, для этого требовалось согласование с астраханскими властями и с Коллегией иностранных дел. При этом российская администрация строго следила, чтобы замена была равноценной, поскольку кавказские владетели старались обходить обязательства, связанные с аманатством при замене.

Российская империя брала заложников вплоть до XIX века. О тяжелом положении заложников и тяжелых условиях их содержания свидетельствовал А.С. Пушкин, который совершил путешествие на Кавказ в 1829 г., в вышедшем позднее произведении «Путешествие в Арзрум»: «В крепости видел я черкесских аманатов, резвых и красивых мальчиков. Их держат в жалком положении. Они ходят в лохмотьях, полунагие и в отвратительной нечистоте. На иных видел я деревянные колодки. Вероятно, что аманаты, выпущенные на волю, не жалеют о своем пребывании во Владикавказе».
235

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom