Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 21.06 72.22 0
EUR 21.06 85.99 0
Архив номеров

Рабство в Аравии.

2020-10-21


На протяжении XIX в. и вплоть до первой трети XX в. на всем Аравийском полуострове сохранялись работорговля и рабовладение. Основным источником рабовладения в XIX в. в этом регионе являлась покупка невольников, захваченных разбойничьими экспедициями работорговцев во время набегов на селения восточной и центральной Африки, а с конца века — преимущественно украденных или купленных ими детей и женщин.
Показать полностью...

По данным британского этнографа Бэртона, в середине XIX в. в Хиджаз только из восточной Африки ежегодно ввозилось около 6 тыс. рабов, преимущественно женщин и подростков, так как взрослые мужчины пользовались здесь гораздо меньшим спросом. Чешский этнограф Мусил в своем описании северо-западной Аравии упоминал о рабах из Северной Африки: «Рабами бывают не только негры, но и люди, принадлежащие к другим племенам, особенно племенам Северной Африки. Там и в Египте крадут детей, которых затем продают на местных базарах...». Российский востоковед Давлетшин уже в самом конце XIX в. приблизительно определял общее количество рабов в «удачные» для работорговцев годы поступавших на невольничьи рынки Хиджаза из Африки в 2 тыс. Продавались в это время главным образом похищенные дети. Давлетшин описывал невольничий рынок следующим образом: «... он занимает небольшой открытый двор, куда выходят двери помещений, в которых запирают продаваемых людей на ночь; при моем посещении здесь было около 80 человек, большей частью молодых женщин-абиссинок, некоторые с грудными детьми на руках, все принаряженные и рассаженные группами по длинным диванам; два сидения занимали взрослые работники-негры, тоже прибранные и подстриженные, остальные же были дети,— мальчики и девочки, беззаботно играющие на своих местах. Продажей заведовал юркий араб, громко выхвалявший достоинство своего товара; несколько покупателей выбирали женщин, осматривая у них глаза, рот, и заставляли раздеваться» (Давлетшин А.А., Отчет шт.кап. Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб. 1899, с. 46.).

Количество рабов было особенно велико в главном очаге работорговли Аравии — Хиджазе. «Цены на рабов в Хнджазе очень низки,— писал Валлин, — города и деревни полны ими». Другой областью, где рабовладение приняло относительно широкие размеры, судя по сообщениям Палгрэва и Филби, был южный Неджд. «В Аравии,— отмечал Палгрэв, — мы нередко встречали негров — в Аль-Джауфе, Шаммаре, Касыме и Судайре. Но мы видели их только в роли рабов... Здесь не только рабы многочисленней, чем на севере, но имеется даже особое освобожденное население африканского происхождения с неизменным его сопровождением — мулатскими примесями, так что оно составляет иногда четверть, а иногда и треть общего количества жителей. В Рияде негров множество, в Манфухе и Саламие еще больше, в Хардже, Вади Давасир и их окрестностях они изобилуют». (У. Палгрэв, "Путешествие по средней и восточной Аравии", СПб. 1875, с. 452.) Таким образом, если в крупных центрах Аравии не было «ни одного дома, где бы не было раба и рабыни», то за пределами Хиджаза рабами владели главным образом лишь обеспеченные люди, прежде всего местная феодальная знать.

Рабов широко использовали в хозяйстве и, как правило, на наиболее тяжелой работе. Есть сообщения об использовании рабского труда на соляных разработках и на жемчужных промыслах. Но большинство рабов и рабынь были домашними слугами. В Хиджазе они выполняли «... все домашние работы, как-то: доставка воды, приготовление пищи, уход за детьми и пр.». В восточной Аравии рабы были водоносами, привратниками, домоправителями; рабыни — горничными, кухарками, портнихами. Наконец, в городской и только городской феодальной среде рабыни зачастую становились наложницами.
Юридическое и фактическое положение раба в значительной степени зависело от того, был ли он мамлюком или мувалидом. Мамлюк, как показывает само его название, считался полной собственностью своего хозяина. Его разрешалось подарить, продать (но не отдельно от семьи), даже убить. Мувалид, напротив, считался как бы членом семьи своего владельца. Личность мувалида охранялась установлениями обычного права и законами шариата, разрешавшего рабу, в том случае, если хозяин с ним плохо обращался, обратиться к судье и потребовать, чтобы он был перепродан другому человеку.

Причины долгой сохранности рабовладения в регионе не могут быть поняты в отрыве от особенностей социально-экономического строя и исторического развития Аравии. В условиях экономической отсталости и замкнутости вместе с пережитками патриархального уклада в стране упорно сохранялись остатки патриархального рабства. Сохранению домашнего рабства способствовала сравнительная дешевизна невольников, в большом количестве поступавших с соседнего африканского материка и создававших постоянный источник, откуда обеспеченные аравийские семьи с легкостью и выгодой черпали контингенты домашних слуг.
Первая попытка отмены работорговли в ее главном аравийском очаге — Хиджазе — относится к 50-м годам XIX в. Османским правительством был опубликован фирман, запрещавший работорговлю. Однако уже в 1859 г. в результате интриг влиятельных аравийских работорговцев этот фирман был отменен и Аравия вплоть до начала 1920-х гг. оставалась крупнейшим невольничьим рынком. В 1927 г. в соответствии со ст. 7 Джиддского договора король Хиджаза — Неджда обязался содействовать прекращению работорговли. В 1936 г. был опубликован специальный королевский декрет, запрещавший торговлю рабами и содержавший рекомендацию их освобождения. В конце 30х гг. правительство Саудовской Аравии опровергло обвинения о наличии в стране 70 тыс. рабов, но признало, что половина этого числа еще сохраняется.
902

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom